Обычно высказывания знаменитых людей ставят эпиграфом в начале статей, но нам хотелось бы закончить этот небольшой исторический очерк панорамной фотографией Кировского моста и словами Константина Паустовского: "Давно, ещё в детстве, мне почему-то очень хотелось попасть в Витебск. Так случилось, что за всю свою жизнь я не встретил ни одного человека, который был бы родом из Витебска. Поэтому некая дымка таинственности окутывала в моих глазах этот город. Редко бывает, что наше представление о чём-нибудь совпадает с действительностью. Но с Витебском случилось именно так".
От себя хотелось бы добавить, что Витебск, сильно пострадавший от войн, часто называют "городом, которого нет", однако следует помнить, что каменная летопись фундаментов покоится на памяти людей и хранит в себе ларец с вековой историей, открыв который невозможно не полюбить этот край и не оценить весь масштаб сокровищ, хранящихся внутри.Путешествие по Витебску
По ладоням витебских улиц
Тихо катит волны Западная Двина и, смешиваясь с впадающей в неё рекой Витьбой, уносит потоки воды к Балтийскому морю. Именно в устье двух рек возникли поселения балтийских племён северодвинской культуры, на смену им пришли кривичи и организовали первую укреплённую крепость, с которой и пошла история Витебского края.
Название город получил по имени реки Витьбы. Славяне образовали укреплённую стоянку, но в народе более распространена легенда о том, что, возвращаясь из похода против печенегов, равноапостольная княгиня Ольга решила заночевать на высоком берегу Двины. Место ей так понравилось, что она велела заложить замок и построить во вновь образованном поселенье два православных собора, датированных в "Витебской летописи" 947 годом. Именно этой датой перечёркнут миф о княгине, потому что язычница Ольга приняла православие только в 957 году и, тем не менее, легенда настолько прижилась в народе, что датой основания города принято считать 947 год.
В XII веке Витебск - удельное княжество половецких князей. В городе строятся два замка. Верхний становится резиденцией князя, а в нижнем живут горожане, на стыке замков возводится первая каменная церковь Благовещенья, которую посещают все живущие в городе. Поскольку архитектура храма несколько необычна, то предполагается, что её возвели византийские мастера, привезённые опальными половецкими князьями по возвращению из византийской ссылки в 1140 году. При строительстве церкви византийцы выложили стены храма из ряда белого обтёсанного известняка, переложенного сдвоенными рядами плоских и широких кирпичей. Благовещенский собор на протяжении веков был самым почитаемым в городе, в нём хранились рукописи, королевские грамоты, книги и товар заезжих купцов, поскольку грабить храм никто не решался. В 1622 году, как и многие церкви половецкого княжества, храм отошёл униатам, которые, чтобы придать собору вид костёла, пристроили две башни к фасаду, и только спустя 200 лет он был передан православным. В 1832 году храм капитально перестраивают: сносят башни, а на своде, над алтарём возводят луковичный купол на высоком световом барабане. Во время Великой Отечественной войны Благовещенский храм сильно пострадал, и Германия выплатила Белоруссии значительную неустойку за повреждение памятника древнерусской архитектуры. Цинизм советского правительства поражает: после получения контрибуции в 1961 году по приказу городских властей храм взорвали. В 1977 году фундамент храма был законсервирован. В 1993 году было принято решение о восстановлении собора, а пока храм реставрируется, рядом возвели небольшую деревянную церковь во имя Святого Александра Невского. К середине 1998 года собор был полностью восстановлен и открыт для прихожан, к комплексу двух церквей сейчас пристраивают небольшую часовню, несущую функцию колокольни. На самой набережной, около колокольни поставили закладной камень в честь третьего тысячелетия Рождества Христова, место, где стоят храмы, так и назвали - площадь Тысячелетия.
Двигаясь вдоль Двины, неизменно выходишь на площадь Победы, где расположен самый большой мемориальный комплекс в городе, занимающий 16,7 гектар. Два вместительных бассейна с бьющими струями фонтана ориентированы на главный монумент - три 56-метровые стэлы, опоясанные на шестиметровой высоте монолитным фризом. На каждом блоке высечены рельефы: "Подпольщики", "Партизаны", "Воины", внизу у подножья мемориального комплекса в честь воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины расположен Вечный огонь. Есть некая занимательная деталь, которая привлекла наше внимание: в бассейнах нет ни одной монетки. Как позже выяснилось, в Белоруссии нет монет, только бумажные деньги.
В годы войны Витебск был оккупирован фашистами, и они создали пять лагерей смерти, в которых погибло около 76 тысяч военнопленных и 65 тысяч мирных граждан, а почти всё еврейское население было уничтожено в гетто. На территории Витебской области каждый третий житель погиб от рук оккупантов. 26 июня 1944 года город был освобождён, но фашисты уничтожили мосты, все промышленные предприятия, железнодорожное сообщение и 93% процента жилого фонда, однако Витебск выстоял. Его восстанавливают, и сейчас это большой, зелёный город на берегу Западной Двины.
Если уж зашла речь о памятниках войны, то стоит отметить, что в самом центре, у завершения улицы Суворова разбит один из самых интересных и красивых скверов города -Героев войны 1812 года. В самом центре густых деревьев возвышается красный гранитный обелиск, на верхушке которого водружён чугунный двуглавый орёл. Этот памятник был установлен на средства горожан в 1912 году. 26-метровая стэла выполнена в стиле ампир. Она стоит на мощном подиуме, по углам которого расположены чугунные мортиры, отлитые по образцам пушек петровских времён.
Недалеко от памятника XII года расположено здание Губернаторского дворца. Ранее на этом месте находился загородный дом поляков Кудиновичей, у которых губернаторское казначейство его выкупило. Стены Губернаторского дворца видели многих исторических личностей от герцога Вюртемберга до императора Павла I. Здесь в 1831 году, возвращаясь из Варшавы, умер старший брат Николая I, великий князь Константин Павлович. Стоит упомянуть и вице-губернатора Ивана Лажечникова, более известного нам в качестве русского писателя и автора романа "Ледяной дом". Пожалуй, самым значимым постояльцем был Наполеон, который в 1812 году вошёл в Витебск, правда, через два с половиной месяца он и временное правительство под предводительством губернатора Шерпантье были выбиты из города.
Прямо напротив Губернаторского дворца находится музыкальное училище имени Ивана Ивановича Соллертинского, основанное в 1918 году, с присвоением в 1992 году имени профессора Ленинградской консерватории. Ныне с 1989 года ежегодно проходит Международный фестиваль имени И.И. Соллертинского.
Сфотографировавшись на память около памятника Соллертинскому, неспешно двигаясь по площади, выходим к арт-центру Марка Шагала, который был открыт в 1992 году. Фонд музея составляет около 300 работ, в число которых входят цветные литографии на тему "Библия". На одной из стен висит доска с портретом художника.
Другая стена музея примыкает к ещё одному военному кладбищу героев Великой Отечественной войны. Здесь захоронены 15 воинских командиров, и одна из могил братская. Так же здесь похоронен "Батька Минай" (Минай Филиппович Шмырёв), который был одним из организаторов партизанского движения на Витебщене.
Прогулявшись по скверу, следует вернуться назад, чтобы осмотреть ансамбль Ратушной площади. К сожалению, почти все здания площади были уничтожены либо коммунистами, либо войной, однако городская ратуша стоит и по сей день. Смело можно назвать ратушу символом независимости, ведь пользоваться магдебургским правом (возможностью на самоуправление) могли только города, получившие это право у монарха. Первая ратуша в Витебске была деревянной, в 1597 году король Речи Посполитой - Сигизмунд III, выдал грамоту на самоуправление, и город тут же обзавёлся магистратом. Отныне Витебск был освобождён от многих повинностей и, главное, был защищён от самоуправства воевод и старост, а также получил выгоду: стало возможным урегулирование городской жизни с помощью законов и своей системы юридических норм. Теперь город мог иметь и герб, который переводился на все печати и знамя.
На гербе города изображён профиль Иисуса Христа - это большая редкость в европейской геральдике, и окровавленный меч, символизирующий мощь витебских земель, как восточного форпоста Речи Посполитой. Запись в королевской грамоте о гербе гласит: "Герб надаем месту нашому Витебскому, в блакитном полю образ святого Спаса Збавителя нашого, и при том зараз трохи нижей меч голый червонный, што ся мает розуметь кровавый".
В 1596 году заключается союз между православной и католической церковью под названием Брестская церковная уния, и в городе начинаются религиозные волнения. Униатская церковь перестраивает православные храмы в свои, и недовольство коренного населения становится таким сильным, что в ноябре 1623 года убивают униатского архиепископа Иосафата Кунцевича. После срочного расследования зачинщиков казнят, а город на двадцать лет лишается магдебургского права. Символ независимости - ратуша - была сломана королевскими войсками в наказание.
Во время войны с Россией король Владислав IV возвратил городу независимость, а в 1775 году возвели каменную ратушу в стиле классицизма с элементами барокко. После того как Витебск вернулся в состав России, магдебургское право утратило своё значение, и Екатерина II использовала здание для городских целей. В начале XIX века башню ратуши применяли как дозорную вышку для пожарной команды. Долгое время в ратуше заседала городская управа и дума, позднее она использовалась как полицейское управление, и в 1924 году здание было передано под областной краеведческий музей. Он был создан в 1918 году на основе коллекции Антона Бродовского. В её состав входили коллекции монет, церковно-археологических находок, произведений искусства, фарфора, оружия, берестяных грамот, вышивок, масонских символов и многих других.
Рядом со зданием ратуши стояла величественная Воскресенская церковь, построенная в лучших традициях позднего барокко. Она сменила в XVI веке небольшой деревянный, православный храм, но поскольку в городе было две церкви с одинаковым
названием, то эта стала называться Воскресенской Рынковой. Позже храмом
завладели униаты, и поскольку он был очень красив и гармоничен, то стал униатским кафедральным городским собором. В 1834 году ввиду массовых беспорядков и недовольства насаждением католицизма храм был передан православным, которые перестроили декор церкви в соответствии со своими канонами. До 1936 года Воскресенский собор был главным украшением исторической части города, но в связи с новой идеологией советской власти храм был взорван. В 2000 году на средства православной церкви, городских властей и прихожан собор начали восстанавливать.
За городской ратушей, на улице Суворова выделяется красивое архитектурное сооружение в стиле модерн - здание Витебской художественной школы № 1. Витебск по праву считается городом художников, и это почётное звание он с гордостью несёт до сих пор. В 1923 году здесь находился Витебский художественный техникум, где преподавали такие мастера как Иван Ахремчик, Иегуда Пэн, Владимир Хрусталёв, Михаил Керзин и др. На стенах училища висят бронзовые доски в честь его знаменитых выпускников: Сергея Селиханова, архитектора Владимира Короля, скульптора Заира Азгура.
Пожалуй, самое известное имя, связанное с художественным Витебском - Марк Шагал. В начале 1900-х г.г. на Покровской улице отец художника построил кирпичный дом, где Марк Шагал вырос и провёл свои юношеские годы. С 1997 года здесь находится музей, посвящённый художнику. В экспозицию входят архивные документы, предметы быта и копии работ Шагала. В самом музее, а также недалеко от него стоят бронзовые памятники в честь выдающегося художника.
Приятно гармонирует с городом современная скульптура. Один из самых красивых памятников Витебска был поставлен в 1989 году и принадлежит архитектору В. Ягодницкому и скульптору Ивану Казаку. Недалеко от реки Витьбы, в тихом скверике стоит бронзовый А.С. Пушкин. Поэт дважды был в городе: в мае 1820 года и в 1824 году, когда ехал в ссылку из Одессы в Михайловское. И хотя пушкинская тема у скульпторов не нова, памятник получился удачным, теперь к нему приходят влюблённые и приезжают свадебные кортежи, дабы отдать дань любви и памяти поэту.
Следует отметить, что скульптур Ивана Казака достаточно много в Витебске, очень удачно выполнены памятные доски на здании земельного банка. Здание банка стоит на улице графа Л. Н. Толстого, которая никогда не меняла своего названия. Московский земельный банк выкупил этот дом в 1900 году у братьев Витенбергов. С 1906 по 1910 г.г. в здании размещалась частная школа Ивана Неруша, где преподавал известный белорусский фольклорист и этнограф Николай Яковлевич Никифоровский (1845-1910), которому и посвящена первая доска. Вторая мемориальная доска посвящена известному витебскому краеведу, Владимиру Гавриловичу Красноярскому (1863-1930).
Если идти по улице Толстого, то неизбежно выходишь к реке Витьбе, в устье которой открывается вид на Замковую улицу и реку Западная Двина.
На Замковой улице стоит Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа. Он был создан на основе Белорусской драматической школы при МХАТе в 1926 году. В 1944 году театру присвоили имя Якуба Коласа, в 1977 он стал академическим, а в 2001 получил статус национального.
Ещё одна достопримечательность Замковой улицы - Кировский мост. Первый постоянный мост через Западную Двину был возведён в 1863-1867 г.г. и имел четыре пролёта. Он был создан по проекту инженеров Эмми и Грина, которые поставили железный мост на каменные опоры и украсили ажурными конструкциями. После войны мост претерпел ряд реконструкций и сейчас он смотрится приятным обрамлением Западной Двины.
2013-08-24 Белоруссия
0 комментариев на тему "Путешествие по Витебску"