Исторические места Польши - путешествие в Краков

Путешествие  в Краков


Суконные ряды и памятник Адаму Мицкевичу на Рыночной площади 8 мая мы собрались в поход по историческим местам Польши, путешествие  в Краков, королевский город. Он встретил нас огромными пробками на дорогах. В связи с тем, что происходили соревнования бегунов, центр, как водится, перекрыли, и было не проехать. Автобус тыркался с места на место, а мы смотрели в окна и наблюдали городскую суету. И тут и там виднелись шпили католических костёлов, встречались любопытные надписи на вывесках магазинов типа "Кефирик" и ужасно забавные двойные светофоры. Что я имею в виду, Вы можете прочитать в статье по Варшаве. Итак, мы в богемном городе, невероятно красивом, таким, что дух захватывает. Нас высаживают около Рыночной площади, после чего дают полчаса свободного времени для походов в магазины и обмена денег. Наша прогулка затрудняется проходящими соревнованиями, тем не менее, мы начинаем осмотр города. Трудно сказать, что является доминантой Рыночной площади - Мариацкий костёл или Суконные ряды, но ясно одно, её центральная фигура - памятник Адаму Мицкевичу. Если в России говорят "Пушкин - это наше всё", то же самое можно услышать в Польше и про Мицкевича. Это одиозный поэт, его любят безгранично, сам Пушкин нередко заимствовал у него сюжеты и был с ним дружен. Интересен тот факт, что поэт ни разу не бывал в Кракове и даже не проезжал мимо, хотя в 1848 году он принял предложение ректора Йозева Майера, который отдал ему кафедру Истории польской литературы. Эта должность закрепилась за Мицкевичем, но стены Ягеллонского университета так и не услышали его блистательные речи. Поэт умер в 1890 году во Франции, решено было перевезти его прах из Парижа в Краков и похоронить на Вавельском холме. Позже был объявлен конкурс на лучший памятник, где победил проект Тадеуша Стрыеньского, по мнению большинства не очень удачный. В основании памятника расположены аллегорические фигуры, символизирующие: "Отчизну", "Поэзию", "Науку" и "Мужество". Оригинал памятника был уничтожен фашистами, теперь на площади стоит копия, приуроченная к 100-й годовщине смерти Мицкевича, воздвигнутая в 1955 году. Памятник - неизменное место встречи влюблённых, "Адась", так любя зовут Мицкевича поляки. Памятник обращён лицом к Мариацкому костёлу, главной святыне города. Изначально он был деревянным, но в 1221-22 г.г. был выстроен новый в романском стиле, из камня. В 1241 году город захватили татары и разрушили храм. После освобождения города на фундаменте старого костёла началось строительство нового, но уже в готическом стиле. У храма две башни, но они совершенно разные, большая достигает почти 80 метров в высоту, в XIV веке она была сторожевой. Своё восьмиугольное окончание она приобрела в 1478 году, а белая ажурная корона была возложена в 1664-м. Существует легенда, объясняющая, почему башни разные. За строительство костёла взялись два брата. По королевскому указу тот, кто построит башню быстрее, должен был получить полцарства и королевскую дочь. Сейчас, смотря на башни, можно увидеть, что один строил красиво и легко, второй тяжеловесно и долго. В итоге "Каин" убил "Авеля", а башни не были достроены, так как братоубийца покончил с собой. Легенда, конечно, вызывает большое сомнение, но она очень красивая… Мариацкий костёл В наше же время каждый час с сигнальной башни играет трубач. Эта традиция берёт своё начало со времён нашествия татар. Однажды глашатай, поднявшись на башню, увидел подступающего врага и тут же начал трубить сигнал тревоги. Но доиграть до конца не сумел и упал, сражённый в горло стрелой неприятеля. С тех пор в память о храбром трубаче над Краковом раздаётся звук трубы, который всегда обрывается, не закончив мелодию до конца. Впрочем, существует и ещё одна симпатичная легенда, которая говорит о том, почему мелодия обрывается: трубач был разозлён, что ему не заплатили во время зарплату, и таким образом отомстил, играя именно на ту сумму, на которую ему было проплачено. Недалеко от входа в костёл можно увидеть "Белую даму", встреча с которой в древние времена не сулила ничего хорошего. На Вашу голову могло пасть проклятие и целая куча неприятностей. В нынешние времена тоже следует проявить бдительность, так как призрак может вымазать Вас белой краской, и есть риск остаться без волос. Если Вы оказались в пределах досягаемости её цепких рук, то существует угроза, что Вас схватят за чуб и отпустят только в том случае, если Вы кинете ей пару злотых в суму. "Белая дама" не разговаривает, но строит такие изумительные рожицы, что даже взрослые умирают со смеху, что и говорить о детях. Взор "Белой дамы" обычно устремлён на толпы туристов, что ходят по центру Рыночной площади и покупают сувениры в Суконных рядах. Изначально они были построены по приказу Болеслава Стыдливого, но время рушит всё, и сейчас мы видим их такими, как заказывал их строителям Казимир Великий. И хотя здание в 1555 году сгорело, его моментально отстроили заново, при этом украсили масками. Поляки, посмеиваясь, говорят, что страшноватые маскароны были сделаны с лиц городских чиновников. Так Торговые ряды под предводительством архитектора Падовано были перестроены в стиле ренессанс. Совсем уж нынешний вид Сукенницы приобрели в XIX веке под руководством архитектора Томаша Прилинского, когда по его проекту к зданию пристроили аркадные ряды. Ныне, как было сказано выше, здесь продаются многочисленные сувениры, такие как символ Кракова - дракон, пивные кружки, глиняные куклы в национальной польской одежде, матрёшки (самые что ни наесть наши, деревянные, расписные), кепки, футболки, хрусталь, деревянные свистульки и всякая разная советская символика, от гипсовых Ленинов до шапок-ушанок с красной звездой. И хотя поляки терпеть не могут всё, что связано с советским периодом, однако иностранные туристы упорно предпочитают покупать "русские" сувениры, причём похожая ситуация наблюдается и в Чехии. Недалеко от Сукенниц высится башня городской ратуши. У самой ратуши несколько странная судьба, говорят, что здание администрации было построено в 1316 году и к 1817 году пришло в такой упадок, что малейшее потрясение, и оно могло рухнуть на голову прохожим. В связи с этим была затеяна реконструкция, состоящая из очень умной архитекторской мысли. Ратушу снесли, такая же судьба ждала и башню, но общественность воспротивилась такой реконструкции и она осталась стоять на своём месте. Сейчас в башне располагается музей истории Кракова и смотровая площадка. Белая дама Путешествие  в Краков познакомит вас с ещё одной достопримечательностью площади - костёл Святого Войчеха. Небольшой, приземистый, с барочным куполом, он был построен ещё в XI веке и по прошествии времени ушёл под землю. Ныне в его подземной части располагается археологический музей, посвящённый Рыночной площади. Нельзя, конечно, пройти мимо бронзовой фигуры добродушного старичка, который сидит за столом перед чашечкой кофе. Рядом с ним пустой стул, приглашающий присоединиться к нему и сфотографироваться на память. Здание за спиной Петра Скршинецкого - знаменитое кабаре "Под баранами". Оно было открыто в 50-е годы прошлого столетия и действует до сих пор, отца основателя же увековечили в бронзе. Далее наш путь лежал к Ягеллонскому университету, одному из самых старых в Европе. Его основал всё тот же Казимир Великий в 1364 году. Здание "Коллегиума Майнус" многократно перестраивалось, ныне это кирпичные стены, возведённые по проекту Феликса Кшежарского. Сейчас во внутреннем дворе собирается много туристов, которые желают посмотреть на университетские часы и парад фигурок под их музыку (звон). Перед стенами университета стоит один из самых удачных памятников Николаю Копернику, который учился здесь, и являет собой особую гордость "Коллегиума". От Ягелллонского университета мы направились к Вавельскому холму через костёл Святого Франтишека, в котором хранится копия Туринской плащаницы. В базилике находятся великолепные витражи, на рассмотрение которых может уйти не один час, так же здесь прекрасная акустика, я советую Вам остаться и послушать службу. А сами мы, пока шли к Вавельскому замку, слушали занимательную историю об образовании королевского холма. В стародавние времена в пещере у берегов Вислы поселился дракон. Покинутый всеми, и стадом и матерью, он искал себе пропитание у стен города, где правил мудрый, но уже старый князь Крак. Дракон предпочитал лакомиться скотом с пастбищ, иногда закусывал горожанами и случайными путниками, топтал поля, да и просто наводил своим непотребными видом (большой, зелёный, вонючий, с огненной отрыжкой) страх у местных жителей. Вскоре он надоел Краку так сильно, что последний повелел убить чудовище, а в награду, как всегда: дочь и полцарства в придачу. Желающих сразиться с драконом было много, кто ж не хочет прославиться в веках? Однако чудищу мелкое оружие смельчаков только щекотало шкуру, а сами они становились "ужином с доставкой на дом". Так продолжалось довольно долго, пока не появился сапожник Скуба, не имеющий добротных доспехов, но обладатель цепкого ума и не лишённый хитрости. Скуба пошёл по пути ахейского войска царя Агамемнона из Микен, что осаждали Трою и взяли её хитростью, соорудив всем известного коня. Подобно коварному Одиссею, он зарезал барана, нашпиговал его серой, смолой и оставил у пещеры. Приятно удивлённый дракон сожрал приманку и, конечно, отравился. Поскольку "мезима" под рукой не было, он начал пить воду из Вислы, пока не лопнул. А наш Скуба собрал его шкуру и сшил сапоги, так что если Вы захотите вспомнить об этой истории, можете порыться в Сукенницах, где Вы обязательно найдёте сапоги из кожи дракона. В память о князе Краке насыпали холм, а в доказательство того, что дракон действительно существовал, его кости выставили перед входом в кафедральный собор Вавеля. И не надо утверждать, что это кости обыкновенного динозавра… Вавельский замок В X веке Вавельский холм облюбовали краковские князья, а позже когда Казимир Великий сделал Краков столицей, он стал королевской резиденцией. Почему же такой сильно укреплённый, богатый замок был оставлен польскими королями? Ответ достаточно прост, прежде всего, из-за неудобного расположения Кракова в огромном государстве Речь Посполитая. Он оказался на самой окраине и близко к государственной границе. Сигизмунд III уже давно посматривал в центр страны - Варшаву, и когда на Вавеле случился пожар, король, не долго думая, перенёс свою резиденцию в нынешнюю польскую столицу. Краков же в 1795 году был захвачен австрийцами, и хотя после разгрома Наполеона город становится вольным, однако уже в 1846 году сюда вновь возвращаются австрияки и устраивают на Вавельском холме конюшни. В 1905 году, предпочитая не устраивать военных разборок, Вавель просто выкупают, и тут же начинаются реставрационные работы. Если вы задумали путешествие  в Краков, то заходить на холм лучше со стороны Королевской дороги и, поднимаясь вдоль стен, обратить внимание на замурованные в кладку из кирпичей таблички с названием лиц и организаций, которые принимали участие в восстановлении замка. Встречает нас памятник Тадеушу Костюшке, польскому национальному герою, который в 1794 году поднял восстание против царской России. Как только пройдёте ворота, с правой стороны располагается турбюро, где можно заказать экскурсию (русские гиды есть) тел. 421-51-55 - справочная, тел./факс 421-51-77 - администрация. Одно из самых красивых сооружений Вавельского холма - это капелла Сигизмунда Вазы, рядом с ней пристроена Ягеллонская. Именно здесь похоронена знаменитая польская династия: Сигизмунд Старог, Сигизмунд Август и Анна Ягелонка. Справа от Ягеллонской капеллы воздвигнут мавзолей династии Ваза. Если идти вдоль капелл и нырнуть под арку, можно выйти во двор королевского замка. Первый дворец был построен в XI веке и с тех пор многократно перестраивался. Ныне это вполне "итальянская" постройка, строительными работами руководили Франческо Флорентина и Бартоломео Береччи. Для того чтобы полностью рассмотреть Вавельский холм, требуется никак не меньше дня, кстати, по воскресениям здесь "бесплатный день", однако это ещё не факт, что Вам достанется такая халява. Билетов мало, для того чтобы их получить, нужно отстоять огромную очередь, и чтобы быть относительно первым, встречать рассвет Вы будете не в кровати, а в центре Кракова. Далее наш путь лежит к костёлу Святых Петра и Павла, купол базилики видно уже с Вавельского холма. Храм, прежде всего, памятен тем, что это первый в Польше барочный костёл. Он принадлежал ордену иезуитов, на первый взгляд он кажется очень маленьким, отсюда вышла легенда о том, что фигурам святых не хватило места, и их выставили на улицу. Конечно, это не так, 12 апостолов стоят вполне на своём месте и взирают они на прохожих с 1715-22 г.г., их автором был скульптор Давид Хеель. Сам костёл замечателен тем, что его хорошо видно с узкой улочки, эффект создаётся от того, что он отодвинут вглубь улицы и за счёт этого эффектно выделяется среди других зданий. Может быть, базилика не была бы построена, если бы не казначей, ксендз Пётр Скарга, который всеми силами пытался уговорить короля Зигмунда III в необходимости постройки костёла. В благодарность потомки поставили ему памятник, который стоит напротив костёла и обращён к нему лицом. дворец Епископов Возвращаясь на Рыночную площадь, загляните во дворик дворца Епископов. Там в цветочной клумбе, в цветах сирени и жасмина стоит памятник папы Иоанна Павла II "в натуральную величину". Дворец был построен в XIV веке, но только при епископе Петре Гамбицком в XVII веке он приобрёл нынешние формы. По дороге к Рыночной площади мы осмотрели ещё два костёла: костёл Святого Анджея и костёл Францисканцев. Первый - это белокаменный собор с барочными шпилями, чем-то напоминает известняковые храмы Руси, и хотя с виду это типичная романская постройка, но в нём есть что-то тёплое и родное, несомненно, петербуржское, итальянское, наверное, всё благодаря архитектору Бальтазару Фонтана, который украсил костёл в духе барокко. А вот костёл Франсисканцев - это кирпичное здание с элементами неоготики и псевдоготики, очень типичен для Польши. Его строительство началось в 1241 году, и огромный взнос сделал Болеслав Стыдливый, который поддерживал орден францисканцев. Здесь же он и похоронен. Ещё костёл примечателен тем, что под этими сводами крестился Великий литовский князь, будущий король, основатель крупнейшей династии - Ягайло. Почти напротив Францисканского костёла стоит Доминиканский, датирующийся XIV-XV веками. Базилика очень красива внутри: это и витражи, и фрески, и резьба по дереву. Поскольку орден пользовался большим доверием у Папы Римского, то сыновья святого Доминика были приглашены в Краков епископом Иво Одровонжем. Сам же он переехал со своим приходом в Мариацкий костёл, а этот оставил ордену. Нельзя не упомянуть, что в этой базилике покоятся мощи одного из самых почитаемых святых Польши - Святого Яцека. На этом мы закончили своё путешествие  в Краков, пожалуй, самому красивому городу в Польше. Конечно, два часа для такого города как Краков почти ничто, к сожалению, мы успели посмотреть только Вавельский холм (убого посмотрели, только взглядом окинули) и Королевскую дорогу, то есть в основном Краков осмотрен не был. Город настолько притягивает, что возникает желание побывать в нём, и каждый раз, гуляя, можно будет находить что-то особенное на его улицах. Ведь каждый путник испытывает что-то такое неопределённо манящее перед узкими улочками и выложенной брусчаткой мостовой. Эти потрясающие тенистые дворики, где вдруг можно наткнуться на улыбчивую фигуру Иоанна Павла II и радующую глаз радугу цветов, поражающую своей разнообразностью. Поляки хоть нация и религиозная, но в них нет "закрытости мормонов" и "угрюмости протестантов ", по улицам ходят молоденькие монашки и на их щёках лежит розовый румянец, а в глазах кипит жизнь. Так же по городу ходит множество семинаристов, одетых в довольно жаркие рясы, тем не менее, они чувствуют себя вполне хорошо, улыбаются и на первый взгляд их интересуют вполне мирские проблемы. ПолячкаИтак, длинная дорога домой, нас ждёт "увлекательное" десятичасовое стояние на польско-белорусской границе. В районе четырёх часов вечера (завтрак был в семь утра) я урвала на Рыночной площади бублик за один злотый. Группа мне завидовала, ни один человек не успел за это время поесть. Однако наш групповод успокаивал нас, обещая остановиться в первом же кафе. Долго едем, видимо какой-то праздник, поскольку всё закрыто, народ начинает поедать карловарские вафли и запивать их пивом. Судя по песням с задних рядов, кто-то пил не пиво, а сливовицу. Наконец придорожный ресторан, дорогой, но уже всё равно. Готовят не на высшем уровне, после дешёвых и очень вкусных блюд в Чехии это кажется издевательством. Идёт ропот неудовольствия, впрочем, как считал потом директор ресторана, ему не доплатили 40 с копейками злотых, где-то около четырёхсот рублей. Никто не признался в недоплате - такая вот своеобразная месть за дорогой и невкусный ужин. К двенадцати ночи прибываем на польско-белорусскую границу. Автобусов и машин столько, что мы беспокоимся, как москвичи из нашей группы попадут на трёхчасовой ночной поезд. Худшие сомнения подтвердились, только в районе семи часов утра мы въехали в Брест. Как мы отметили девятое мая, и что за гостиница нас ждала, это, пожалуй, разговор на отдельную статью. За сим откланиваюсь и спасибо тем, кто прочитал мой рассказ, если будут вопросы, пишите в гостевую книгу, я с удовольствием вам отвечу.
Метки:  ВаршаваИсповедь
2013-09-01   Польша

Читайте также:

0 комментариев на тему "Исторические места Польши - путешествие в Краков"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Категории:

Последние комментарии:

Популярное:

Недавние записи:

© 2015-2017 Мир путешествий на Leacond.com Карта сайта