Во внутренней надвратной части замка видим окна, украшенные каменными резными элементами с портретами владельцев: графа Стефана Потоцкого и его жены - Марии Могилянки (двоюродной сестры киевского митрополита Петра Могилы). Правда, кто из них кто - вопрос открытый. В средневековой каменной мордашке трудно узнать графиню-красавицу.
Так выглядит сейчас дворец, в котором в советское время располагалась школа.
Внутренняя планировка дворца интересна тем, что все комнаты в нем - сквозные. Покинув дворец, наш гид с таинственной улыбкой и огоньком в глазах сопровождает нас к одной из башен. Там с невиданной гибкостью пролезает между развалинами и указывает на уцелевший еще со времен строительства замка дубовый брус под бойницей. Даже не знаю, что трогает больше - пропахшее историей дерево или сияние Жанны Алексеевны от того, что она поделилась с кем-то своим сокровищем. Едем дальше. Полет фантазии советских людей по практическому применению средневековых замков впечатляет: от психушки до станций заправки газовых баллонов. Вызывающим пятном бросается в глаза совершенно неуместный в этом архитектурном ансамбле сарай, который оказывается ... бывшей тюрьмой НКВД. Сырые камеры, печка в кабинете следователя, следы от пуль на двери ... Стены словно оштукатуренные человеческой болью и отчаянием, пронизаны слезами и кровью. Сразу в памяти всплывают страшные картины из "Архипелага ГУЛАГа" Солженицына, "Сад Гефсиманский" Багряного ... И уж совсем инопланетной выглядит в этом месте оборваная инструкция по правилам поведения детей (очевидно, висела здесь во время пребывания в пределах замка школы). Утомленные и пораженые увиденным, покидаем замок, но наша экскурсия продолжается. Нас захватывает Славка, хранитель местного костела. Старый католический храм Божий, превратился в сельский клуб в советское время, сейчас приобретает утраченный вид. Маленькое лирическое отступление. Представьте себе корень растения: прочный, упругий, жилистый; можно согнуть, но сломать трудно. Именно таким показался нам Слава - маленький высушенный дедушка, корень, сплетенный из волокон энтузиазма, воли и таланта. При материальной поддержке неравнодушных (преимущественно польского народа) он самостоятельно поднимает это холодно-величавое сооружение Тернопольского замка: расписывает, штукатурит, столярничает ... Кажется, нет ничего такого, чего бы он не сделал для своего подопечного. На старинных фресках изображены братья Потоцкие. После осмотра зала нас приглашают в "служебные" помещения. Здесь Слава с гордостью демонстрирует старинную храмовую утварь: старые инструменты, картины, предметы церковного обихода, даже одежды священнослужителей. Кажется, еще немного - и мы будем стоять в праздничных церковных ризах ... Как без десерта? Поднимаемся по крутой винтовой каменной лестнице куда-то под самый шпиль храма ... и видим ... двух юных голубей - символов мира). Спасибо нашим гидам за золотой поток интересных историй и душевное тепло.
0 комментариев на тему "Дух истории Тернопольских замков"